Заикание и психотерапия


Заикание, логоневроз, неправильное речевое поведение, как зависимость от привычки контролировать свою речь с результатом обратным желаемому.

Распространённость заикания колеблется от 0,47 до 9,98% от общего числа населения. То есть, в разных возрастных группах процент распространения этой зависимости разный, но в целом, в глобальном масштабе, в современном мире заикается приблизительно около 1% от всех жителей, в количественном выражении соответствует примерно пятидесяти миллионам человек.

Заикание – нарушение речи, которое не только широко распространено среди детей и взрослых, но и отличается многообразными причинами возникновения, сложным симптомокомплексом.

Начало изучения заикания как одной из форм невроза было положено опубликованием в 1889 году И.А. Сикорским результатов многолетних исследований по проблеме диагностики и лечения этого вида речевого расстройства, названного автором логоневрозом, впоследствии также получившим наименование “невроз Сикорского”. В своей работе автор впервые подробно описал внешние проявления различных неврологических вариантов логоневроза. Необходимо отметить, что невроз как нозологическая единица был введен в медицинскую практику шотландским врачом William Cullen в 1776 году.

В качестве рабочей гипотезы целесообразно принять утверждение В.Н. Мясищева (1960) о том, что заикание относится к системным неврозам – первичным психогенным нарушениям высшей нервной деятельности локального характера, определенной корково-подкорковой системы головного мозга, определяющих преимущественное поражение отдельных анатомо-физиологических систем – дыхательной, сердечно-сосудистой и других. Системный невроз, как отмечает И.М. Аптер (1966), – понятие динамическое. Возникнув первоначально как системное расстройство, трансформируется в общий невроз, и, напротив, в клинической картине общего невроза со временем определяющее значение может приобретать дисфункция какой-либо определенной системы. При логоневрозе в качестве locus minoris resistentiae выступает речевая функциональная система.

В синдроме заикания в различных соотношениях представлены речедвигательная и психопатологическая составляющие. Если у детей преобладают речедвигательные расстройства, то у взрослых степень декомпенсации заикающегося зависит от эмоционально-аффективных сдвигов. Психопатологические изменения с логофобией, стоящей в их центре, способствуют формированию таких черт в характере заикающихся, как повышенная тревожность, сенситивность, замкнутость, в свою очередь приводящих к еще большей дезорганизации личностных отношений (Шкловский В.М., 1967,1985; Асатиани Н.М., Казаков В.Г.,1974). В работе Л.Я. Миссуловина (1988) у 85,9% исследованных больных заиканием был диагностирован логоневроз как одна из форм невротического расстройства. Высокая частота вегетативных нарушений как общего характера в виде дистонии, так и в виде более очерченных вегетативных реакций сипатико-адреналового или смешанного типа, сопровождающих логофобию, наличие рассеянной органической неврологической симптоматики (Шкловский В.М.,1975) также указывают на ведущую роль нейрофизиологических механизмов в патогенезе речевой дисфункции. Диффузный характер органической церебральной недостаточности подтверждается и результатами нейропсихологических исследований.

Рассмотрение логоневроза как частного случая неврозов позволяет подойти к пониманию сущности терапевтических методов с точки зрения их адекватности при данной патологии.

Как утверждает Б.Д. Карвасарский (1990), основным методом в сложном терапевтическом комплексе при неврозах является психотерапия, представленная в современной лечебной практике десятками методов и форм, убедительная оценка эффективности которых чрезвычайно сложна прежде всего в виду недостаточной разработанности общей теории психотерапии.

По определению S.Kratochvil (1978), психотерапия представляет собой упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами.

В 1998 году Министерство Здравоохранения РФ рассмотрело список рекомендуемых для РФ методов психотерапии. В него вошли следующие: арттерапия, аутогенная тренировка, гештальт-психотерпия, гипносуггестивная психотерапия, групповая динамическая психотерапия, динамическая краткосрочная психотерапия, когнитивно-поведенческая психотерпия, личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия, логотерпия, недирективная психотерпия по C.Rogers, нейро-лингвистическое программирование, поведенческая психотерапия, психодрама, классический психоанализ, рациональная психотерпия, семейная системная психотерапия, телесно-ориентированная психотерапия, терапия творческим самовыражением, символдрама,трансактный анализ, трансперсональная психотерапия, эмоционально-стрессовая психотерапия, эриксоновский гипноз, клинический психоанализ, континуальная психотерапия, экзистенциальная психотерапия, социально-психологический тренинг.

Эффективность психотерапии определяется ожиданиями пациента, значением для него лечения и излечения, характером проблем или заболевания пациента, степенью его готовности к сотрудничеству, ожиданиями терапевта, опытом терапевта, специфическим воздействием конкретных методов психотерапии.

Специально вопросу применения различных методов групповой психотерапии при лечении взрослых заикающихся (дискуссия, невербальная коммуникация, проективное рисование, социометрия) посвящена работа В.М. Шкловского, Л.М.Кроля, Е.Л. Михайловой (1985).

Весьма важным моментом при любом из применяемых методов лечения является использование приемов рациональной психотерапии уже при первой беседе врача с пациентом, что позволяет установить необходимый психологический контакт, сформировать у пациента представление о полной излечимости его заболевания.

Для повышения эффективности психотерапии применяются различные варианты суггестивного воздействия. Так, сеанс внушения в бодрствующем состоянии при лечении заикания применяли Дубровский К.М. (1958), П.И. Буль (1974), В.М. Шкловский (1966,1967,1979), Ю.Б. Некрасова (1980), что, по мнению этих исследователей, способствовало устранению страха речи в эмоционально значимых для пациентов ситуациях.

Анализ сущности психотерапевтических методик и факторов, определяющих эффективность их применения, показывает, что ни один из способов воздействия не является в достаточной мере универсальным, часто зависит от индивидуальных предпочтений и опыта психотерапевта, предполагает чаще всего длительное лечение с подбором оптимальной индивидуальной терапевтической программы, не исключает рецидивов заболевания. Этому можно дать свое объяснение. В условиях уже существующих функциональных нарушений в центральной нервной системе воздействие словом как носителем закодированной в нем информации первоначально может вызывать разнонаправленные ответные реакции, но при последующей стабилизации биоэлектрической активности головного мозга и обмена нейромедиаторов отчетливо проявляется положительная динамика клинических симптомов. Другими словами, в физиологическом смысле психотерапия является непрямым, опосредованным методом, основу которого составляет воздействие через функцию на ее морфологический субстрат.

Таким образом,методически правильное сочетание приемов рациональной психотерапии на разных этапах осуществления комплексной лечебной программы способствует повышению эффективности применяемых методов и улучшению результатов.

В разные периоды своей жизни испытывали затруднения речи Сэр Уинстон Черчилль, великий ученый Исаак Ньютон, писатель У. Сомерсет Моэм, секс-символ ХХ века Мэрилин Монро, актер Брюс Уиллис, поэт Роберт Рождественский, автор «Дяди Стёпы” и Гимна России С. В. Михалков …, приложив определённые старания, они во многом помогли себе вернуть свободную речь.

Когда Сергей Михалков покидал свой отчий дом, то его отец напутствовал сына: “Больше всего ты любишь писать стихи. Пробуй свои силы. Учись дальше. Попробуй вылечиться от заикания. Работай над собой. Может быть, со временем из тебя что-нибудь и выйдет. Но главное, чтобы из тебя вышел человек!”

Сам Сергей Михалков вспоминает о себе так: “Мне исполнилось семнадцать лет. Страдая с детства дефектом речи – заиканием, я никогда не стеснялся своего недостатка. В определенных трагикомических ситуациях я так умел обыграть свое заикание, что в школе никому из моих сверстников и в голову не могло прийти посмеяться надо мной. Человек, лишенный чувства юмора, чаще всего обидчив и потому несчастен. Ему трудно жить среди людей. Он мнителен и любую безобидную шутку в свой адрес может воспринять как оскорбление. Зато бесценно свойство человека, умеющего посмеяться над собой. Это я хорошо усвоил с детства”.

Принять

Продолжая работу с сайтом, Вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.